Здравствуйте Сергей Валерьевич!
Скажите пожалуйста а кто еще помимо родителей способен оказать серьезное влияние на становление психики ребенка? Могут ли быть такими людьми например воспитатели, нянечки в детском саду? И если могут, но при этом нет никаких воспоминаний связанных с этими людьми, то говорит ли о том что они никак не влияли?
Еще вопрос, правильно ли отвечать ребенку на вопрос «почему вы с папой разошлись?» «потому что мы не любим друг друга». Какое влияние на ребенка окажет подобное объяснение?
Спасибо!
— Екатерина Портнова.

Здравствуйте, Екатерина. На становление психики ребенка влияют все люди, которые встречаются на его жизненном пути. Степень влияния, зависит от того, насколько значимым является для ребенка конкретный человек и от того, какое взаимодействие у них происходит. Многое из того, что с нами происходит, вытесняется в подсознание как малозначимое или наоборот, слишком травматичное. А надо ли вам сейчас задаваться вопросами о нянечках и воспитателях, если никаких тягостных воспоминаний с ними не связано? С точки зрения М.Е. Литвака, самоанализ надо заканчивать, когда стало ясно что нужно делать — становиться профессионалом экстра-класса!. А то начнется «отравление психологией». Про ребенка: наша задача развить у детей интеллект. Разум хорошо развивают вопросы. Можно спросить в ответ: «А ты как думаешь, почему мы с папой разошлись?» Ответ ребенка можете прислать мне.

 

Ответ опубликован на личном сайте Сергея Левита: http://svlevit.ru/kto-pomimo-roditelej-vliyaet-na-psixiku-rebyonka/