Как жить без стрессов?
Психолог о детях, родителях и эмоциональном выгорании.
Каждую четверть в четырёх саратовских школах проходит цикл занятий, в ходе которых родителям рассказывают о том, как им следует воспитывать своих детей, чтобы те не заболели неврозами, а выросли счастливыми людьми.
На текущей неделе корреспондент «АиФ – Саратов» побеседовала с автором этих курсов, психологом Сергеем ЛЕВИТОМ.
«По газону не ходить»
– Сергей Валерьевич, сегодня часто говорят о разрушении традиционных ценностей семьи. На ваш взгляд, в чём оно проявляется?
– Согласно традиционным взглядам, семья – это единая команда, задача которой – совместно решать вопросы. То есть, когда жизнь ставит трудности, мужчина и женщина плечом к плечу преодолевают их вместе. В последнее время эта сплочённость не настолько выражена в семьях – каждый решает свои задачи. Воспитание детей порой пущено на некий самотёк. И те традиционные роли, которые были приняты в семье (мужчина – кормилец, а женщина – хранительница очага), сегодня уже не так чётко выражены и зачастую перемешаны.
– Какие ошибки чаще всего совершают родители в воспитании своих детей?
– Один учёный, когда прокладывал дорожки в своём институте, сначала позволял людям протоптать тропинки, а потом закатывал их асфальтом. У нас же часто делают наоборот: сначала дорожки закатывают асфальтом, а потом расставляют таблички «По газону не ходить». На мой взгляд, детей следует не столько воспитывать, сколько «выращивать». То есть окружать их любовью и поддержкой, давать возможность быть самостоятельными – «набивать шишки», внимательно за ними наблюдать и позволять развиваться их талантам. Но, к сожалению, многие родители под воспитанием понимают постановку жёстких рамок и высоких планок своим детям. Присутствует элемент определённого принуждения и даже, порой, психологического насилия.
– Вы, можно сказать, – сторонник пряника, не кнута?
– Да. Но под пряником я не имею в виду вседозволенность. В семье должны быть определённые чёткие правила. Надо уметь говорить детям и слово «Нет». Ребёнку следует к этому привыкать. Но необходимо помнить, что это «Нет» – крайняя мера, оно не должно быть на каждом шагу. Воспитанием очень многое определяется – направленность человека, его личность. Наибольшее влияние на ребёнка оказывают именно его родители. По данным учёных, характер человека процентов на девяносто формируется в течение первых пяти-семи лет.
Круг беспокойства
– Неврозы, депрессии действительно часто встречаются в нашей жизни?
– Неврозами и депрессиями зачастую называют то, что ими не является. К примеру, обычное плохое настроение. Невроз и депрессия – это медицинский диагноз, который может ставить только специалист. Но, по данным ряда исследований, у 85% взрослого населения есть те или иные явления невротизма – склонности к нервно-психическим срывам под воздействием психотравмы. Люди постоянно сталкиваются с негативными ситуациями в обыденной жизни – на работе, в учёбе, в семье и даже по дороге домой. Но как воздействует та или иная психотравмирующая ситуация напрямую зависит от конкретного человека, его характера. Одному всё «как с гуся вода», а другой от малейшего её прикосновения теряет равновесие. Поэтому наша задача – сделать своих детей устойчивыми к трудным жизненным ситуациям и стрессам.
– Как вы оцениваете уровень тревоги в обществе?
– Он достаточно высок. Тревога возникает, когда в жизни есть некая неопределённость: ситуация быстро меняется, и человек не успевает к ней адаптироваться. А перемен у нас много. У каждого есть свой круг беспокойства, начиная от погоды и заканчивая политической и экономической ситуацией в стране. Но есть и круг влияния – то, на что мы можем воздействовать. Когда идёт дождь, и я боюсь промокнуть, то одеваюсь потеплее и открываю зонтик. Когда меня беспокоит моё здоровья, я начинаю им заниматься. Но если человек по складу своего характера находится в круге беспокойства, постоянно думает о том, на что он не может напрямую повлиять, то тревога и невроз ему гарантированы. И, наоборот, он становится более жизнестойким, если сосредотачивается на тех вопросах, которые может решить, например, на повышении своей профессиональной квалификации. Профессионалы экстра-класса чувствуют себя по жизни более уверенно.
«Синдром отличника»
– Появилось такое понятие как «эмоциональное выгорание» на работе. Когда оно возникает?
– Когда работа для человека начинает терять смысл. В период войны люди сутками стояли у станков, они физически уставали, но не выгорали эмоционально. Потому что работали ради Великой Победы. Сегодня люди, которые не видят смысла в своём деле, часто говорят, что испытывают ощущение, будто проживают не свою жизнь. Такое происходит, когда профессия была навязана в процессе воспитания, и человек не испытывал морального удовлетворения от своей работы.
Но есть и другая предпосылка эмоционального выгорания – «синдром отличника», или перфекционизм. Когда люди «стоят на цыпочках» и пытаются всё сделать идеально. На работе надо «прыгнуть на метр» – они «прыгают на два» и ждут за это бурные аплодисменты. Такая установка вырабатывается в детстве, когда ребёнок старается всё сделать ради того, чтобы порадовать родителей и заслужить их любовь. Человек взваливает на себя работу, которую он не в силах выполнить, и быстро эмоционально выгорает.
Наиля КЯЗИМОВА
Досье: Сергей ЛЕВИТ
Родился 1 мая 1975 года в Саратове. В 1998 году окончил Саратовский государственный медицинский университет. Женат, двое сыновей. Сотрудничает с комитетом по образованию администрации города Саратова, проводит семинары для педагогов, родителей и старшеклассников.